Педагогическая копилка

Влияние мелкой моторики на речевое развитие ребенка

Консультация учителя – дефектолога Дымчук Юлии Витальевны

1.Играем пальчиками – развиваем речь

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим, в своей работе по формированию правильного звукопроизношения и развитию речи, я широко использую методику развития мелкой моторики руки. Я опираюсь на рекомендации таких авторов как Н.С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Н. И. Кузьмина, Т.Б. Филичева.

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Нейрофизиолог М.М.Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев. «Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга».

Изучив литературу по данному вопросу, я стала использовать эту методику на индивидуальных и групповых занятиях по формированию правильного звукопроизношения.

На своих занятиях я использую упражнения для развития мелкой моторики, как с речевым сопровождением, так и без него.

Выполняя пальчиками различные упражнения, дети получают огромное удовольствие, повышается интерес к занятиям, а также достигается хорошее развитие мелкой моторики руки, которая оказывает благоприятное воздействие на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи).

Развитие мелкой моторики подготавливает ребенка к письму, кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

На своих занятиях я использую пальчиковые игры, игры со счетными палочками, выкладывание из них различных фигур, составление при помощи пальцев и учебных предметов (карандашей, ручек, линеек) цифр, букв алфавита. Это помогает  детям быстрее освоить, как пишется та или иная буква. Большое значение приобретают игры в парах, их цель – повысить у детей коммуникабельность, научить их общению. Изображая руками тот или иной речевой звук, у детей развивается фонематический слух, так как они стремятся правильно его произнести, здесь используется игровая ситуация и подражательные способности детей. Также в своей работе я широко использую массаж и самомассаж кистей и пальцев рук, который оказывает благоприятное воздействие на развитие мелкой моторики рук и речи.

Особенно детям нравится такие игры: ступеньки, пальчики здороваются, маленькие ножки бежали по дорожке, поедем на машине, ромашка, игра на рояле, пальчиковые игры со стихами, театр в руке и другие.

Таким образом, можно сделать вывод, что тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму, а также мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

При работе по этому направлению было замечено, что время на постановку и автоматизацию звука уменьшается, прослеживается хорошая положительная динамика в развитии речи детей.

2. Развитие мелкой (тонкой) моторики рук

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Задача педагогов и детских психологов - донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять, чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Я использую игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

3. Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук.

1. Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5 - 10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.
2. Опознание фигур, цифр или букв, "написанных" на правой и левой руке.
3 Опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой. Более сложный вариант - ребенок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает.
4. Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр. Для детей школьного возраста лепка не только печатных, но и прописных букв. Затем опознавание слепленных букв с закрытыми глазами.
5. Исходное положение - сидя на коленях и на пятках. Руки согнуты в локтях, ладони повернуты вперед. Большой палец противопоставлен остальным. Одновременно двумя руками делается по два шлепка каждым пальцем по большому пальцу, начиная от второго к пятому и обратно.
6. "Резиночка". Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой рукой.
7. Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочередно каждой рукой.
8. "Повтори движение"
Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо "фигуру" (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены - любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки - повторить "фигуру". Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив). Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение сидя рядом (а не напротив ребенка). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки.
9. Игры с рисованием.

Если у ребенка плохо развита мелкая моторика и ему трудно обучаться письму - то можно поиграть в игры с рисованием. Скажем, обводить наперегонки квадратики или кружочки или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для родителя, а родитель - для ребенка. И каждый старается нарисовать позапутаннее). Можно использовать разнообразные  трафареты геометрических фигур, животных, их легко изготовить и самим.
10. Игры с предметами домашнего обихода.

Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальных игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д.
Нужно взять яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпать по подносу любую мелкую крупу. Провести пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позволить малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем  вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д.
Так же я подбираю пуговицы разного цвета и размера. Сначала выкладываю  рисунок сама, затем прошу малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без  помощи, можно предложить ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы.


Можно дать ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:
"У сосны, у пихты, елки,
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник".


Игра с решеткой для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря:

"В зоопарке мы бродили,
К каждой клетке подходили
И смотрели всех подряд:
Медвежат, волчат, бобрят".

Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

"Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи".

Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.

Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:

"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы".

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д.
Строим "сруб" из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.

Бельевой прищепкой (проверить на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

"Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!".

Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д.

Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:

"Прищеплю прищепки ловко
Я на длинную веревку".

Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:

"Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех".

Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.

12. Игры - шнуровки Марии Монтессори:

- развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;
- развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";
- формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);
- способствуют развитию речи ;
- развивают творческие способности.

В играх со шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика), а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки Монтессори косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.
 

Игры на развитие мелкой моторики  доставят радость и удовольствие  малышу, оживят  интерес к овладению бесценным даром слова.

Педагогам и родителям надо проникнуться терпением и уважением к  малышу, который стоит на пороге овладения речью, грамотно помочь  ему преодолеть этот трудный, но необходимый барьер.

Театр – это радость, театр – это необычный мир детства!

 Театр – это радость, театр – это необычный мир детства!

Значение театрализованных игр в жизни детей – дошкольников огромно и многогранно.

Театрализованная игра – это один из видов творческих игр, где дети не столько зрители, сколько активные участники разыгрывания в лицах литературных произведений (сказок, рассказов, специально написанных инсценировок). Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности ребенка-дошкольника.

Ребенок в игре осознает себя, учиться желать и подчинять желанию свои мимолетные аффективные стремления; учится замечать и оценивать свои и чужие промахи.

        В театрализованных играх осуществляется эмоциональное развитие ребенка: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, сознают причины того или иного настроя.    Театрализованные игры позволяют ребятам погружаться в мир фантазии, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.        

        Высокой побудительной силой для развития речи дошкольников обладает театрализованная деятельность. В игре у детей завязываются интенсивные речевые связи. Без речи их игра просто немыслима.

        Играя в театр, дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично. В игре дети договариваются друг с другом, определяют, сюжет, роли и функции.

Роль педагога в организации и проведении театрализованных игр очень велика. Она заключается в том, чтобы поставить перед детьми достаточно четкие задачи и незаметно передать инициативу детям, умело организовать их совместную деятельность и направить ее в нужное русло; не оставлять без внимания ни одного вопроса, как организационного плана, так и вопросов, касающихся лично каждого ребенка (его эмоций, переживаний, реакций на происходящее); на трудности, с которыми дети сталкиваются.

В нашем детском доме вот уже который год существует творческая группа «Сказка», основной целью которой является развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности, формирование интереса к театрализованному представлению и активизация речевой активности детей с нарушениями слуха и речи.

Каждую пятницу дети 5-6 лет из разных групп собираются в музыкальном зале и начинается театрализованная игра…

Вот одно из таких театрализованных занятий.

Тема:  Игра – инсценировка «Новый-новый Теремок» посредством настольного театра.

Цели: Активизировать,  полученный раннее опыт при составлении диалогических реплик,   с помощью  введения новых персонажей в знакомую сказку «Теремок»; Способствовать использованию полученных знаний и умений в самостоятельных режиссерских играх;  Развивать фантазию и воображение.

Материал: настольный театр «Теремок», новые игрушки настольного театра:  Кошка, собака, лошадь, корова.

Ход: 1. Создание игровой мотивации. Внести настольный театр «Теремок» и новых персонажей. «Ребята, посмотрите, домашние животные узнали, что в лесу стоит замечательный новый теремок и звери живут там дружно и счастливо. И тоже захотели поселиться в нем. Давайте им поможем?»

2. Предварительная беседа:  Что нужно сделать нашим новым героям, чтобы попасть в теремок? (постучаться и спросить «кто в теремочке живет?») Какими словами им можно попросится в теремок? («пустите меня к себе жить») А какое вежливое слово нужно использовать в своей просьбе? («пожалуйста») Что спросят у новых героев жители теремка прежде чем впустить в свой дом? («А что ты умеешь делать?») Что умеют наши герои? (Кошка – песни петь, мурлыкать; собака – дом сторожить; лошадь – груз перевозить; корова – молоко давать и т.д.) Давайте вспомним, каким голосом будут говорить наши новые герои.

3. Обыгрывание новой сказки. Дети распределяют игрушки животных между собой. Логопед выступает в роли автора. Дети инсценируют новую сказку с помощью игрушек настольного театра.

«Стоит в поле теремок. Он не низок, а высок. Новый дом. Просторный дом. Бежала мимо Кисонька-мурысонька. Увидала теремок, остановилась постучала и спрашивает: Тук-тук-тук! Кто в теремочке живет? Кто в высоком живет?

Звери: Я Мышка-норушка, Лягушка-квакушка, Зайчик-побегайчик, Лиса-краса, Миша-медведь. А ты кто?

Кошка: Я Кисонька-мурысонька! Пустите меня в теремок жить.

Мышка: А что ты умеешь делать?

Кошка: Я умею песни петь. Вот посмотрите. Мур-мур-мурррр…

Мишка: Ладно, заходи. Вместе веселее.

(аналогично обыгрываются диалоги с остальными персонажами)

А как же наша сказка закончится? (дети предлагают варианты) Выбирается лучший вариант концовки сказки.

Итог: «Вот и сказки конец, а кто слушал – молодец! Понравилась вам наша сказка? Сейчас вы сами можете играть в эту сказку в группе. Можете приглашать разных героев и из других сказок. Я думаю, что в таком замечательном дружном доме все мечтают пожить» (игрушки настольного театра раздаются детям  в группу для самостоятельных режиссерских игр).

Таким образом, дети с удовольствием погружаются в  чудесную атмосферу театра и игры. А такие творческие  игры не только способствуют социальному, эмоциональному, личностному развитию ребенка, но и  приносят много радости нашим детям и являются огромным стимулом для совершенствования речевого развития ребенка-дошкольника.         

«Ребенок-общение-взрослый». Что стоит за этим?

         В дошкольном возрасте общение является ведущим фактором развития. Именно через него ребенок получает необходимые знания, умения и навыки. В это время основная деятельность ребенка протекает в рамках «ребенок-общение-взрослый».

         Для успешного контакта с детьми необходимо создавать комфортные условия, в которых они будут ощущать себя полноценными участниками общения. Наиболее эффективным положением является так называемая позиция «глаза в глаза», когда глаза ребенка находятся на уровне глаз взрослого. Если ребенок стоит, то будет лучше, если взрослый присядет рядом, тем самым, показывая ему, что рассматривает их общение как партнерское.

         Часто случается так, что родитель или другой взрослый пытается навязать ребенку свое мнение. На самом деле такое поведение демонстрирует неуважение к его личности. К примеру, если мы хотим в чем-то переубедить ребенка, то мы должны в первую очередь выслушать его точку зрения, отметить ее плюсы и минусы, и уже потом мягко ее скорректировать, приблизить к объективной.

         Стоит обратить внимание, что любое наше неосторожное высказывание, касающееся возможностей и качеств ребенка, принимается им как непререкаемая истина и дальше включается в структуру его личности в неизмененном виде.

         Для гармоничного развития ребенка взрослый должен доверять ему, относится с пониманием, а ошибки ребенка воспринимать, как основу для приобретения нового опыта.

         Только посредством уважительного отношения к детям мы можем добиться существенных результатов в обучении и воспитании.

         В нашем детском доме осваивается программа Н.В.Пилипко «Приглашение в мир общения», которая включает в себя игры и упражнения на развитие у детей навыков общения, умения лучше понимать себя и других людей, на расширение словарного запаса в области чувств и эмоций.

Пример одного из занятий. Тренинг «Это Я».

Цели: знакомство участников друг с другом, повышение позитивного настроя и сплочение детей, эмоциональное и мышечное расслабление.

Материалы: большой лист бумаги, карандаши, краски.

Музыкальное сопровождение: спокойная музыка.

Ход игрового сеанса

1. Ритуал приветствия «Здравствуй…». Дети вместе с педагогом-психологом сидят в кругу. Всем предлагается поприветствовать друг друга: «Доброе утро, Олеся, Максим и т.д.», прохлопав приветствие в ладоши.

2. Упражнение «Какой Я?». Работа в кругу. Каждому участнику предлагается по очереди рассказать о себе: какой он, что любит, что не любит и т.д.

3. Упражнение «Качели». Работа в парах. Один из участников становится в в позу, похожую на эмбриона, другой его раскачивает. Затем они меняются.

4. Упражнение «Встаньте те, у кого…». Педагог-психолог называет какое-либо качество человека - встают те, у кого есть это качество.

5. Упражнение «Будь внимателен!» Дети шагают по кругу. Затем ведущий произносит какое-нибудь слово, и дети должны начать выполнять определенное действие: на слове «зайчики» - прыгать, на слове «лошадки» - «скакать, на слове «птицы»- бегать, раскинув руки в стороны, на слове «аист»- стоять на одной ноге.

6. Упражнение «Художник». Задача участников - нарисовать совместный рисунок по теме «Мы».

7. Ритуал прощания «Хоровод». Детям предлагается взяться за руки, посмотреть друг на друга, улыбнуться, а затем поделиться своими мыслями.

     

         Данный комплекс упражнений понравился нашим детям. Мы достигли эмоционального и мышечного расслабления, дали возможность ребятам почувствовать свою значимость и незаменимость в ходе игр. Так же следует отметить, что совместная деятельность педагога- психолога с детьми при проведении упражнений оказывает поддержку, дает им возможность  раскрыться, быть самим собой и чувствовать себя комфортно на занятиях.

Консультация: «Здоровьесберегающие технологии в ОГКОУ Ивановском специальном (коррекционном) детском доме «Солнышко»

Автор: руководитель кружка «Крепыш» Чистякова Н.Н.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий:

  • обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья,
  • сформировать у него необходимые знания, умения и навыки о здоровом образе жизни,
  • научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Здоровьесберегающие технологии применяются в различных видах деятельности.

В нашем детском доме уже много лет работает кружок «Крепыш». Его цель - физическое развитие детей и формирование основ здорового образа жизни. Творческая группа кружка использует технологии сохранения и стимулирования здоровья.

Для педагогов созданы все условия для здоровьесберегающего образовательного процесса, основными из которых являются: оснащение детского дома спортивным оборудованием, игрушками, играми и пособиями. 

 Воспитатели нашего детского учреждения используют следующие технологии обучения детей здоровому образу жизни: 

Ритмопластика

Во время занятий у детей развивается музыкальный слух, чувство ритма, гибкость и пластичность, формируется правильная осанка. Обращается внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрасту детей.

Динамические паузы

Проводятся во время непосредственно - образовательной деятельности, 2-5мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой и других в зависимости от вида деятельности.

Подвижные и спортивные игры

Проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, а также на прогулке, в групповой комнате со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.

Релаксация

Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать свое тело. С этой целью в своей работе педагоги используют упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т.к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются, этому непростому умению расслабляться и в этом им помогает спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.

Пальчиковая гимнастика

Проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, но особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.

Гимнастика для глаз

Проводится в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз. Во время ее проведения используется наглядный материал, показ педагога.

Дыхательная гимнастика

Проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.

Бодрящая гимнастика

Проводится ежедневно после дневного сна 5-10мин. В ее комплекс входят упражнения на пробуждение, коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки, обширное умывание.

Утренняя гимнастика

Проводится ежедневно 8-10 мин. с музыкальным сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.

Физкультурные занятия

Проводятся 3 раза в неделю в соответствии с образовательной программой. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в ДОУ — это в первую очередь технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья детей. Цель этих технологий — становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его. Иными словами, важно достичь такого результата, чтобы дети, переступая порог «взрослой жизни», не только имели высокий потенциал здоровья, позволяющий вести здоровый образ жизни, но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это правильно.

Как бы много воспитатели и родители ни делали для здоровья наших детей, результат будет недостаточен, если к этому процессу не подключить самого ребенка. Он может многое сделать для себя самого, нужно только научить его этому.

 Для этого нами была разработана серия игровых познавательных занятий. 

«Азбука здоровья»

Занятие «Азбука здоровья» проводится по следующим темам: «Я и мое тело», «Мой организм», «Глаза — орган зрения», «Уроки Мойдодыра», «Полезное питание», «Где прячется здоровье? и т.д.

Самомассаж

Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребенком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, способствует не только физическому укреплению здоровья, но и оздоровлению его психики.  Самомассаж проводится в игровой форме. Веселые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке делают его для ребенка доступным и интересным. Это массаж «Ладошки», «Мы наши ручки разотрём» и др.

Активный отдых

При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют задания, при этом дети ведут себя непосредственно, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях.

Наша творческая группа регулярно проводит спортивные праздники и досуги. Среди них такие, как: «Быстрее, выше, сильнее!», «Олимпийские игры», «В стране спорта», «Дорожные старты», «Как играли мы зимой?» и др.

На участке ДОУ имеется спортивное оборудование, которое позволяет обеспечить максимальную двигательную активность детей на прогулке.

В детском доме воспитываются дети с нарушением слуха и речи, поэтому в занятия включаются коррекционные технологии: артикуляционная гимнастика - упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения, для быстрого преодоления уже сложившихся нарушений.

С детьми, имеющими дефекты звукопроизношения, занимается логопед, с неслышащими детьми – учитель - дефектолог.

Сказкотерапия

Сказкотерапия – используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание. Сказки не только читаем, но и обсуждаем с детьми. Дети также сами сочиняют сказки, ведь придуманная сказка ребенком, открывающая суть проблемы — основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами не осознают или стесняются обсуждать их со взрослыми.

Цветотерапия

Во время занятий в красивой обстановке у детей появляется бодрое приподнятое настроение, создается эмоционально - положительный настрой. 

«Цветные островки»

«Цветные островки» - индивидуальные коврики «холодных» (синего) и «теплых» (желтого) тонов. Гимнастические упражнения в основной части занятия выполняются на «теплых» островках, релаксационные движения – в конце занятия на «холодных». Терапевтический эффект цвета заключается в регулировании психоэмоционального состояния детей в соответствии с психофизическими возможностями и динамикой работоспособности ребенка.

Существует десять золотых правил здоровьесбережения:

1. Соблюдайте режим дня!

2. Обращайте больше внимания на питание!

3. Больше двигайтесь!

4. Спите в прохладной комнате!

5. Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!

6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!

7. Гоните прочь уныние и хандру!

8. Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!

9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!

10. Желайте себе и окружающим только добра!