Коррекционно-развивающая работа с детьми в детском доме «Солнышко»

08.11.2018

Коррекционно-развивающая работа с детьми-сиротами и с детьми, оставшимися без попечения родителей в условиях специального (коррекционного) детского дома «Солнышко» ведется в системе и планомерно. Система коррекционной работы включает в себя: воспитательные мероприятия, психолого-педагогическое сопровождение и предметно-развивающую среду.

В детском доме реализуется идея комплексного подхода, которая выражается в единстве подходов всех участников коррекционного процесса. С воспитанниками взаимосвязано работают несколько специалистов: педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, воспитатели. Вокруг ребенка, совместными действиями различных специалистов, создается единое коррекционно-образовательное пространство. Деятельность всех педагогов детского дома направлена на развитие когнитивных, познавательных процессов, на развитие коммуникативных возможностей ребенка, на социальную адаптацию и интеграцию ребенка с особенностями в развитии в среду сверстников.

Коррекционно-развивающая деятельность педагога-психолога детского дома заключается в активном воздействии на процесс формирования личности воспитанника, в коррекции недостатков эмоционально-волевой и познавательной сфер, в сохранении индивидуальности, в развитии творческих способностей. Реализация этой деятельности начинается с психологической диагностики, которая помогает выявить психологические проблемы в развитии ребенка. Коррекционно-развивающая деятельность педагога-психолога реализуется в различных формах: игры, тренинги, индивидуальные и групповые развивающие занятия. В детском доме созданы специальные условия для этой работы: кабинет психолога со всем необходимым оборудованием и сенсорная комната.

Основа коррекционно-развивающей деятельности социального педагога в детском доме – это, прежде всего, профилактика проблем взаимоотношений ребенка с социумом. Социальный педагог способствует созданию благоприятного микроклимата в группе, старается скорректировать последствия негативного жизненного опыта детей, ведет работу по социальному воспитанию детей, направленную на их успешную адаптацию, индивидуализацию и интеграцию.

Коррекционно-развивающая деятельность учителя-логопеда в детском доме – это обеспечение условий коррекции речевых нарушений у воспитанников детского дома, и оптимизация их речевого развития. Работа учителя-логопеда строится с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей, структуры речевого нарушения, этапа коррекционной работы с каждым ребенком, а также его образовательных возможностей. Логопедом используется как индивидуальная форма коррекционно-развивающей работы, так и групповая. Основными задачами коррекционного обучения учителя-логопеда в условиях детского дома являются: устранение дефектов звукопроизношения и развитие фонематического слуха; развитие навыков звукового анализа; уточнение, расширение и обогащение лексического запаса; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи; развитие коммуникативности и успешности в общении. Для реализации этих задач в каждой группе создан речевой уголок с зеркалом и множеством разнообразного методического материала для занятий.

Коррекционно-развивающая деятельность музыкального руководителя направлена на развитие чувства темпа и ритма, воспитания просодических компонентов речи детей. На музыкальных занятиях ребенок в полной мере может проявить свои художественно-творческие способности. Через восприятие музыкальных образов развивается и совершенствуется эмоционально-волевая сфера ребенка. Метод логоритмики, который широко используется музыкальным руководителем в работе, организует и регулирует двигательную сферу детей, активизирует их познавательную деятельность и способствует речевому развитию. В детском доме для этого оборудован просторный и современный музыкальный зал.

Коррекционно-развивающая деятельность воспитателя детского дома фокусируется на различных моментах: это и создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе, и оснащение коррекционно-развивающего пространства, и воспитание правильного поведения дошкольников, и организация общения детей друг с другом в различных видах деятельности, и расширение кругозора, закрепление полученных знаний и умений детей в режимных моментах.

Таким образом, коррекционная система работы в детском доме «Солнышко» направлена на создание оптимальных условий для исправления и компенсации недостатков личности каждого ребенка и ориентирована на его всестороннее развитие. Ее эффективность зависит от четкой организации взаимодействия всех участников коррекционного процесса.